Инструменты

Топор из велосипедной цепи и старого напильника

В этой статье мастер-самодельщик поделится с нами своим опытом по ковке топора из велосипедной цепи и рашпиля. В отличии от современных топоров, выкованных из одного металла, топор мастера более походит на своих старинных предков, когда основная часть инструмента делалась из более дешевого металла, а режущая кромка из более дорогого высокоуглеродистого.
Инструменты и материалы:
-Молоток;
-Наковальня;
-Стальной стержень диаметром примерно 2,5 см;
-Рапсовое масло;
-Кузнечный горн;
-Угловая шлифовальная машина (с отрезными и лепестковыми дисками);
-Напильники;
-Тиски;
-Ленточно-шлифовальный станок;
-Щипцы;
-Ленточная пила;
-Столярный струг;
-Средства индивидуальной защиты;
-Велосипедная цепь;
-Старый напильник;
-Древесина для топора;
-Бура;
-Ацетон;
-Средство для мытья посуды;
Шаг первый: очистка цепи
Важным шагом является очистка материала. При кузнечной сварке есть три ключевых элемента, которые важны для хорошего шва: нагрев, давление и чистота свариваемых поверхностей. Цепь покрыта маслом, жиром и, возможно, ржавчиной. Для очистки цепи мастер решил прокипятить ее в воде, смешанной с жидкостью для мытья посуды и бурой, а затем замочить на ночь в ацетоне.

Шаг второй: заготовка из цепи
Следующим шагом будет превращение цепи в цельную заготовку. Не стоит откладывать этот шаг слишком долго, так как после очистки на цепи быстро образуется ржавчина.
Сначала нужно сложить цепь и скрепить неподвижно. Закрепить цепь можно с помощью сварки или проволокой.
Дальше нужно проковать цепь. Если используется газовая кузница нужно настроить ее так, чтобы количество газа, которое поступает в топку, было больше, чем количество кислорода. Таким образом, весь кислород, поступающий в топку, сжигается, и это снижает окисление на стали.
Сначала нужно прогреть заготовку до красного каления. Затем вынуть хорошенько облить бурой, которая частично расплавится и прилипнет к горячей стали. Бура помогает предотвратить окисление поверхности и действует как чистящее средство во время процесса кузнечной сварки.
Дальше нужно снова поместить цепь в горн и нагреть ее до ярко-желтого цвета. Помещает цепь на наковальню и проковывает ее. Не нужно сильно бить, твердые и точные удары — ключ к успеху.
Когда температура заготовки несколько упадет, нужно повторно нанести флюс и нагреть заготовку. И так повторять этот процесс, пока вся цепь не будет сварена в одну цельную деталь.

Затем нужно придать заготовке что-то более напоминающее топор. Нужно проковать концы заготовки слегка сплющивая и вытягивая их. На схеме видно как нужно прикладывать силу к заготовке.
Кроме того, при ковке необходимо периодически очищать заготовку металлической щеткой.

Шаг третий: напильник
Рашпиль, из которого мастер будет делать лезвие, был полукруглым, поэтому первым делом он его немного расплющил. Следующим шагом было формирование одной рашпиля в виде клина. Т.е. одна сторона остается толстой, вторая проковывается как на фото. После этого шлифует заготовку и отрезает до нужной длины.

Шаг четвертый: проушина
Следующий шаг формирование проушины. Мастер нагревает заготовку из цепи. По середине устанавливает металлический стержень и складывает заготовку пополам.

Шаг пятый: сварка
Теперь нужно сварить две части топора и приварить лезвие из рашпиля к топору из цепи. Процедура такая же как и при сварке цепи. Нагревает докрасна, наносит флюс, затем нагревает до ярко-желтого цвета и сваривает корпус твердыми и точными ударами, стараясь не приваривать переднюю часть корпуса, куда будет вставляться лезвие, и проушину.
Когда корпус сварен, наносит флюс на переднюю часть топора, вставляет лезвие и приваривает его к топору.

Шаг шестой: обрезка, шлифовка
Дальше рисует маркером на заготовке контур топора и обрезает лишние части. Слегка шлифует топор и выводит лезвие.

Шаг седьмой: термообработка
Термическая обработка состоит из трех этапов: нормализация, закалка и отпуск. Нормализация улучшает зернистую структуру стали и снимает напряжения, вызванные процессом ковки.
Для нормализации нужно нагреть топор до момента, при которой магнит перестанет прилипать к стали, и дайте ему остыть. Мастер повторял процесс нормализации три раза.
Для закалки нужно нагреть топор на один оттенок ярче чем немагнитное состояние и опустить топор в жидкость. В качестве жидкости мастер использует рапсовое масло. Если закалка была успешной, то напильник должен соскользнуть с края топора.
Теперь нужно сделать отпуск. Мастер помещает топор в духовку и нагревает ее в течении часа при температуре 200 градусов. После остывания повторяет процесс.

Шаг восьмой: очистка, травление
После термообработки топор неизбежно покроется окалиной с маслом, так что пора немного его очистить. Мастер использует металлическую щетку, чтобы быстро удалить окалину и масло. Затем помещает его в уксус на ночь. Промывает и снова очищает.

Шаг девятый: заточка
Затачивает лезвие.

Шаг десятый: топорище
Теперь нужно сделать топорище. Мастер проживает в Австралии и для топорища использует древесину Гикори.
Это хорошая древесина, которую традиционно выбирают для ударных инструментов из-за ее хорошей амортизационной способности.
Отпиливает нужную длину. Формирует ручку и сторону, которая вставляется в проушину.

Насаживает топор на топорище. Вырезает и устанавливает клин.

Шаг одиннадцатый: заточка, покрытие
Теперь осталось заточить топор и нанести на рукоятку горячее льняное масло.

Топор готов.

Источник

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть